Dress down number six (toshishiro) wrote,
Dress down number six
toshishiro

Category:

"Адмирал": Когда б вы знали, из какого сора...

Тяжёлые времена настали на форуме Кинопоиска - едва ли не самом важном для меня ресурсе. Надо потихоньку создать "резервные копии" некоторых своих отзывов оттуда. В особенности, на кино редкое и малоизвестное. И пусть первым таким станет голландский фильм "Michiel de Ruyter", в нашем прокате Адмирал.



Сюжет у фильма самый что ни на есть исторический. XVII век. На молодую республику Нидерланды нападают Англия, Франция и Германия, в самой стране идет гражданская война, и только один человек может возглавить мощнейшее оружие страны: голландский флот. Этот человек — Микель дэ Рюйтер. Всем известно, что Нидерланды нынче монархия, следовательно короткий республиканский период был в своё время бесславно (и довольно кроваво) окончен. О том и кино.

Печально, но во время грандиозных бюджетов, сложных спецэффектов и новой боевой эстетики, эпоху которой открыли "Райан" и "ТКЛ", на тему парусного флота снимают преступно мало. Наверное, всё потому, что каждый фильм такого жанра волей-неволей будет косвенно конкурировать в прокате с фэнтези-франшизой "Пираты Карибского моря". Для тех, кто не любит фэнтези и хочет посмотреть что-нибудь посовременнее, чем "Корабли штурмуют бастионы", приходится довольствоваться сериалом о Хорнблауэре - достаточно дешёвой телепостановкой со всеми вытекающими - или "Хозяином морей" - где безусловно есть штормы, артиллерийские дуэли, абордаж, но сложновато с масштабом (ведь фильм лишь об эпизодическом противостоянии двух кораблей).

И вот на этом безрыбье у голландцев выходит фильм об одном из национальных героев адмирале Микеле де Рюйтере и о сложной, но блестящей эпохе в истории Голландии - коротком республиканском периоде тогда ещё молодого государства в XVII веке. Конечно, не стоит много надежд возлагать на фильм, снятый за микроскопический бюджет в 8 млн. евро (пигмей по сравнению не только с "Хозяином морей", но даже с андерсоновскими "Мушкетёрами") и режиссёром, до этого в основном работавшим в жанре "direct to video". Это такой небольшой голландский проект для внутреннего потребителя, сугубо патриотическое кино, смотреть которое представителям других стран порой забавно (мотивирующая нарезка успехов страны сродни промо-ролику для Олимпиады), а некоторым затронутым так даже неприятно (англичане, а особенно французы представлены не в лучшем свете).



Но в целом бюджет глаз не режет, а актёры недурны. В качестве бонуса есть и самый узнаваемый голландский актёр Рутгер Хауэр, хоть его там и немного. Что особенно радует - широко задействованы современные парусники, среди которых наш "Штандарт", гордость голландского флота - копия галеона "Батавия", а также "Этуаль дю Рой", некогда построенный специально для телесаги о Хорнблауэре. Привнесли в баталии и той самой "эстетики" (рапид и подбрасываемые, как куклы, тела - основной художественный приём режиссёра, другими он практически не пользуется), а съёмка из-под воды трупов на фоне тонущих кораблей и знамён, кажется, позаимствована то ли из того же "Райана", то ли из "Перл-Харбора", хотя приём рабочий, почему бы и нет. Да там даже есть бомбардировка пляжа, по которому гражданские бегут аки рейнджеры капитана Миллера на Омаха-бич. Век компьютерных технологий наконец-то позволил даже с небольшим бюджетом показывать сложные морские сражения с разных ракурсов и с высоты птичьего полёта (но я один чёрт не понимал, что происходит и, главное - на чьём корабле).



По старой доброй традиции историчность была принесена в жертву кинематографу - например, выпустили баталии, проигранные адмиралом, а особенно "пострадал" заключительный акт, ведь сражений в Средиземном море у де Рюйте было как минимум два, и отнюдь не неравных, закончились они иначе, ну и финальный салют был несколько при иных обстоятельствах и в другом месте, однако это из серии "Легенды №17", когда из нескольких матчей слепили один, и в этом, собственно, ничего такого. Гораздо любопытнее явный политический окрас фильма - кто-то здорово раскачивает лодку в самом центре ЕС (видимо, Brexit не такая уж случайность? Не всё так гладко в королевстве датском голландском?), ведь ещё со времён Шекспира любое обращение к истории оказывается выражением отношения к текущей политике, особенно если в нём пришлось прибегнуть к таким явным передёргиваниям. Маленькая, гордая и успешная Голландия в кольце злобных врагов: Карл II, решающий государственные дела исключительно в обществе шлюх, французские солдаты, организованными залпами расстреливающие мирных пейзанок (им нечем было заняться во время штурма города, а теперь ещё и после...). Но куда всё жёстче внутри - противостояние двух партий (не делающее комплимента демократическим ценностям), в котором симпатии создателей фильма явно на стороне республиканцев: даже по сравнению с французами оранжисты здесь - конченные выродки, а в противоречивость фигуры Вильгельма Оранского, "спасителя отечества" и будущего короля Англии, добавили перцу, сделав его геем. В контексте современной Европы, казалось бы, ничего кощунственного, однако в контексте самого персонажа - это один из прижизненных мифов о нём, активно использовавшийся его врагами и отрицаемый большинством современных историков, о чём сценаристы, конечно, знали, но предпочли давануть на старое. Ну и кто-то там предложил снести плотину - забыл уже, но кажется, именно Вильгельм. Думаю, не надо говорить, что это значит для голландца.



В принципе, фильм вроде бы о необходимости уметь договариваться и подчиняться власти, о "лишь бы не было войны" (гражданской), но плата за это едва ли выглядит адекватной, а политический противник - достойным компромисса. Тут ничего нового, политика - дело грязное, и однажды попав в неё, хорошего не жди - повесь голову и будь готов к рикошету, как говорится. Но то для человека постороннего, вроде меня, а среднестатистический голландец, погруженный в политический контекст, наверняка считает что-то своё и более радикальное. По крайней мере, когда в фильме повсюду начинают одерживать верх оранжисты, и люди с повязками заполняют кадр - чувствуешь скорее панику и нехватку кислорода, чем примирение и согласие (этот эффект режиссёру удаётся даже лучше баталий).
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments