toshishiro

Category:

Вам патриотизм с квасом или без?

Надо бы сохранить под рукой один свой монолог-рассуждение, потому как тема патриотизма не теряет своей актуальности, и над границей тучи ходят хмуро. Как-то четыре года назад в комментариях к статье на Кинопоиске влез я со своими замечаниями о патриотизме и о «наших». Мысли эти (в поисках внутреннего согласия) давно во мне зрели. Может, не очень удачно и последовательно я их выложил, но существенных изменений за годы они не претерпели. Пусть будут тут.

Без патриотизма плохо, ведь патриотизм есть любовь, а… «без любви  революция ссучится» (с). Ну как можно что-то в стране менять и  благоустраивать, если нет априори симпатии ни к своему 'огороду', ни к  его обитателям? Так что да, Родину хочется любить и любовь эту как-то  себе объяснить. Но привязка к географии кажется мне кривой дорожкой… За  что мои прадеды погибли, если они на Урале родились? А зачем гибли  узбеки, таджики, азербайджанцы, чукчи в конце концов? Для меня  Подмосковье всё-таки чужое место, я там свои юношеские годы не проводил,  привязанности не чувствую. Слепить Родину и родину не получится, а  потому и аналогия с матерью не верна.  

Что ж, можно любить Россию как общность людей — живых и мёртвых.  Культуру, героев прошлого, поэтов и писателей, язык, науку, достижения,  национальную кухню, менталитет — всё вот это и многое сверху, что  бессмысленно отрицать — это не корпорация, это корни каждого из нас, то,  в окружении чего и под влиянием чего каждый вырос — нравится ему это  или нет. Это как-то больше соответствует моему ощущению патриотизма, за  это и на окраинах Римской империи дрались люди, в жизни не видевшие ни  Рима, ни императоров, за которых умирали. 

Более того, это лучше  укладывается в концепцию человека мира: патриотизм действительно  разделяет, но если научишься воспринимать его как гордость за других  людей, как груз ответственности за их наследие, за их ошибки, успехи и  чаяния — то это несложно будет спроецировать и на всё человечество.  Разве нельзя порадоваться за гений Микеланджело? Нельзя восхититься  самоотверженностью Джордано Бруно и считать себя, свою личность — в  некоторой степени результатом его подвига, его веры? И да, пожалуй что и  отмежеваться от «чужих» — тех, кто его сжёг и кто в итоге проиграл.  

Но. Есть но. Надо понимать, в какой степени твоя страна, твой народ,  твоё государство соответствуют тому, что ты защищаешь, что ты хочешь  любить. Часто цитируют какого-то американца (скорее, как архетип, чем  кого-то реального): «Моя страна не права, но это моя страна». Мило,  правда? Так и в Третьем Рейхе говорили, небось. Сейчас нам стараются  сделать прививку этого рефлекторного патриотизма, чтобы мы любили Родину  как есть. Нам говорят, что вот в ВОВ Родину защищали, и в ПМВ тоже  Родину защищали — и это одно и то же, и очень стыдно, что в первый раз  плохо защитили и теперь об этом не вспоминаем (см. 'Батальонъ' и  'Адмиралъ'). Хотя мне скорее стыдно за николаевскую Россию и эту  мясорубку за призрачные интересы, да ещё и англо-французские. Это,  конечно, сознательно делается, потому что и современную Россию надо любить  просто вот так, безусловно — потому что это Россия-мать, потому что  немцы рядом. Пенсионный возраст повышают, воруют, «вы там держитесь», а  мы в ответ — любовь и понимание. Но Родина — не мать, если тут  непорядок, надо менять Родину — в любом из возможных смыслов  (благороднее, конечно, начинать с качественных изменений, а не с  эмиграции, ну тут уж кто из какого теста).

<...>

Экзюпери вот человек мира, но Францию ему было особенно жаль. Видимо,  французская культура оказала всё-таки более весомый вклад в него, как  личность. Я при общении с европейцами, американцами не мог не заметить  разницу в ценностях, в культуре - при том, что такой разницы с нашими  азиатскими народами я не ощущаю. Т.е. лично мне комфортнее в этом  культурном коде. Искренний космополит - это очень сложно. Мне кажется, в  этом часто много напускного - как у Джеймса Кэмерона, который слоняется  по всяким аборигенам и старается к каждому относиться демонстративно  уважительно. Хотя при росте коммуникаций, конечно, границы будут  теряться. В условиях ЕС, например, европейцы стремительно теряют свою  национальную идентичность, вернее становятся укрупнёно европейцами.

<...>

Надо понимать - за что или, что немаловажно, против чего дерёшься.  Наполеон русских подумывал от крепостного права освободить. Вермахт  ничего такого не подумывал, и мне кажется, здесь двоякого прочтения быть  не может. Это столкновение двух идеологий, и в битве евгеники с чем  угодно я бы принял сторону чего угодно (и испанских республиканцев, и  югославских партизан, и французского сопротивления, и даже Гоминьдана).  Т.е. война не за территорию, а за своё понимание истины и будущего -  своего и общечеловеческого? Может быть, что-то такое. Мне трудно  заглянуть в головы 'героев былых времён', а проецировать содержимое моей  головы на них (что им надо было жк-панель, 40 квадратов и надёжную  работу) - это, наверное, неправильно. Это, кстати, всех касается, не  только Советов. Британские лётчики бросались в самоубийственные атаки -  тоже, наверное, держали в голове что-то большее, чем их туманный остров.  Вот фильм 'Сахара' с Богартом своей мотивацией сейчас кажется смешон. А  может он как раз более соответствует духу времени, солдатскому долгу,  недоступному нам сейчас?

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.